Суперкорабль Freedom Ship — государство в океане
June 19, 2006
Фантазии Жюля Верна уже в который раз готовы воплотиться в жизнь: гигантский круизный лайнер бороздит океаны, на нем живут очень богатые люди. Невероятный комфорт, все виды отдыха и развлечений, постройки из стекла и бетона, все мыслимые средства коммуникаций. Для поддержания устойчивой мобильной связи в небесах на высоте 7500 метров постоянно парит самолет... Ну чем не плавучий город, описанный знаменитым фантастом еще в конце позапрошлого века?!
НАЛОГОВЫЙ РАЙ
Масштабное «наступление на океан» началось тогда, когда умные головы в развитых странах поняли, что в отличие от квадратного метра земли квадратный метр моря не стоит ровным счетом ничего. Да и налоги в международных водах никому платить не надо...
Однако уже задолго до этого американский архитектор и инженер Норман Никсон задумал построить собственный город для комфортабельной жизни в свободном экономическом пространстве, для ведения бизнеса без налогов и торговли без пошлин. Никсон не скрывает, что позаимствовал свои идеи у изрядно подзабытых героев Жюля Верна, а создание офшорного города — не что иное как эксперимент по созданию нового общества в новых условиях.
Первоначально смелый проект планировалось осуществить на одном из многочисленных островов Карибского моря, но потом воображаемый город стал мобильным, превратившись в огромный корабль с незамысловатым именем Freedom Ship («Корабль Свободы»). При этом идея не потеряла инвестиционной привлекательности — расчеты показали, что строительство города-корабля обойдется дешевле, чем покупка и освоение острова, да и прибыли он принесет куда больше.
ВОСЬМОЕ ЧУДО СВЕТА
Прежде чем приступить, специалисты компании Freedom Ship International проанализировали весь опыт строительства больших надводных объектов — от плавучих доков времен Второй мировой войны до современного плавучего аэродрома SeaBase (проект Минобороны США) более 1,5 километра в длину, способного одновременно принять до 10 000 человек. За пять лет был разработан проект плавучего города.
Замысел поражает своей масштабностью: 25-палубный лайнер будет иметь более километра в длину и около 300 метров в ширину. Это значит, что «Титаник», «Куин Мэри», атомный авианосец Nimitz и супертанкер Jahre Viking — все с комфортом разместились бы внутри Freedom. Водоизмещение судна — 2,7 миллиона тонн (для сравнения: водоизмещение самого большого на планете супертанкера Jahre Viking - 564 739 тонн). Вес этого плавающего города — 3 миллиона тонн.
Технологически проект оказался вполне достижимым. Однако все упиралось в финансирование — общая стоимость «Корабля Свободы» составляет около $8,6 млрд. Наконец первоначальные деньги нашлись в Арабских Эмиратах, а дальше проект развивается за счет поступлений от людей, готовых заранее выложить несколько сотен тысяч долларов за квартиру на борту (таких набралось уже несколько тысяч).
В настоящее время все расчеты ведет специально созданная Никсоном компания Engineering Solutions («Инженерные решения»), зарегистрированная в Сарасоте (штат Флорида). Однако сам корабль сооружается в Гондурасе, правительство которого выделило для строительства участок побережья одной из самых больших и безопасных бухт мира (г. Тру-хильо). На оснащение строительной площадки уже выделено $22 млн при полной стоимости проекта $9 млрд.
ВЕЧНАЯ КРУГОСВЕТКА
Маршрут плавучего города проложен таким образом, чтобы климатические условия были максимально комфортны для пассажиров.
За два года город-корабль будет неспешно огибать земной шар, проводя значительную часть времени близ крупных мировых портов. Гигантский корабль будет стоять в открытом море, на расстоянии 12 миль, не заходя в акватории портов. Каждые полчаса на берег и обратно будут ходить катера. Местные жители смогут подниматься на борт и пользоваться всеми благами «Корабля Свободы» - покупать товары, посещать рестораны, играть в казино, что станет еще одной статьей дохода плавающего государства. Что же касается постоянных жителей, то заселить «Свободу» смогут лишь граждане с очень большими доходами. Средняя цена жилья здесь - $800 000. Стоимость самых дорогих квартир общей площадью 366 квадратных метров составит $11 миллионов. Однако на сегодняшний день продано уже 20 000 апартаментов. Большая часть будущих жильцов - граждане Европы, включая Британские острова
К строительству планируется привлечь 15 000 рабочих, которые будут работать в несколько смен. По предварительным расчетам, на сооружение корабля должно уйти 2,5 года плюс год на обустройство и внутреннюю отделку.
«Корабль Свободы» будет собран на воде из 600 стальных фрагментов. Конструкторы утверждают, что даже если 98% внешних модулей выйдут из строя, судно погрузится в воду не глубже чем на полметра. Таким образом, плавучему городу не страшны ураганы, любые волны, смерчи и цунами. Судно будет практически неуязвимым...
ГОСУДАРСТВО НА ВОДЕ
По замыслу создателей, Freedom Ship должен стать настоящим государством на воде. Здесь сконцентрируются самые передовые технологии корабельного и гражданского строительства, новейшие дизайнерские решения и последние разработки в области вычислительных и коммуникационных систем.
На борту постоянно будет находиться около 70 000 человек, из них 50 000 «островитян», владеющих недвижимым имуществом на корабле, и 20 000—25 000 персонала. Наряду с постоянными жителями на борту могут находиться туристы, которые будут жить в отелях. Итого Freedom Ship сможет безо всякого стеснения принять более 100 000 человек. Это сопоставимо с количеством населения, например, Рейкьявика.
Поскольку корабль предназначен не для круизов, а для жизни, на его борту будет все необходимое: 17 000 апартаментов разного класса, для оформления которых предусмотрено как минимум 50 архитектурных и дизайнерских стилей, 4000 офисных помещений. Здесь будут школы, больницы, банки, рестораны, бассейны, казино, стадионы, несколько предприятий (легкая и перерабатывающая промышленность, цеха и мастерские), библиотека, университет, компьютерные залы с доступом в интернет, колледж с углубленным изучением инженерии, медицины и всевозможных наук и, конечно, аэропорт. Кроме того, выделено 200 акров «земли» под парки, сады и пролески, где собаководы будут гулять со своими питомцами.
По борту будут ездить модифицированные троллейбусы, трамваи и другой рельсовый транспорт. Кроме того, в распоряжении граждан корабля — небольшие самолеты, прогулочные подводные лодки, катера и паромы. Плюс ангары и гавани для шлюпок.
На судне организуют безналоговую зону с собственной юрисдикцией, небольшой армией, службой безопасности и, разумеется, тюрьмой.
ЗАМКНУТЫЙ ЦИКЛ
Питание судна будут осуществлять 100 двигателей мощностью 3500 лошадиных сил каждый. Но вреда экологии «Свобода» не нанесет. «Плавающий остров» будет гораздо более экологически чистым, чем любое другое существующее судно. Для этого на корабле будут использоваться высокотехнологичные туалеты (стоимость каждого — $3000), перерабатывающие сточные воды. Вода будет циркулировать по кругу: после употребления (например, мытья) она сможет снова поступать на стол как питьевая. На судне будет налажена рециркуляция (переработка) бумаги, стекла, металла и пластика. Материалы, недоступные для переработки, будут сжигаться, а энергия сжигания будет использоваться для работы генераторов. Таким образом, вредные топливные, продуктовые и прочие отходы судно будет перерабатывать в электроэнергию.
В строительстве уже используются краски на водной основе, природные волокна и натуральное дерево. Кроме того, максимально сокращено использование пластиков и материалов на основе нефти. Повсюду будут расположены электростатические фильтры, уничтожающие пыль, бактерии и вирусы.
НЕЗАВИСИМОЕ ГОСУДАРСТВО
Самый темный вопрос, который внятно нигде не разъясняется, это подданство жителей корабля. Сам Никсон говорит, что поначалу у него мелькала идея о создании независимого водного государства — со своей символикой, флагом, гимном, валютой и так далее, но он пришел к выводу, что это не только сложно, но и невыгодно — слишком много формальностей. Еще более бессмысленной стала эта идея на фоне того, что большинство «поселенцев» — европейцы, и многие европейские страны хотят иметь отношение к «Кораблю Свободы» — здесь и политический, и экономический подтекст.
В общем, пока не ясно, какая страна будет покровительствовать кораблю. Никсон принял соломоново решение: судно будет плавать как минимум под двумя европейскими флагами стран — членов Евросоюза и ни в коем случае не станет подчиняться США.
Никсон решил, что представитель высшей власти в плавучем городе — капитан, который может издавать собственные законы. Но законы не должны противоречить законам стран, осуществляющих контроль над кораблем и берущих корабль под свою юрисдикцию.
ПЛАВАЮЩИЕ ГОРОДА
Сегодня трудно сказать, изменит ли строящийся город-корабль наше будущее, станет ли он очередным чудом света или канет в Лету, забытый потомками, вырастет ли из этой затеи мобильная столица единого мирового государства — или Freedom Ship окажется домом престарелых миллионеров, не успевших утолить жажду путешествий...
По прогнозам аналитиков, к 2050 году население нашей планеты достигнет 12 миллиардов человек. Города будут разрастаться, превращаясь в густонаселенные мегаполисы, и обычных домов станет недостаточно. Выходом из этой ситуации может стать освоение водного пространства — создание плавучих островов наподобие Freedom Ship.
Актуальность затеи усугубляется и угрозой глобального потепления, таянием полярных ледников и затоплением значительной части Старого Света. В этой ситуации «Корабль Свободы» может стать своего рода Ноевым ковчегом-2 для значительной части европейского делового истеблишмента.
Так что, если проект Нормана Никсона докажет свою состоятельность, за ним неминуемо последуют другие. Что же касается самого Никсона, то он нисколько не сомневается в успешности своего детища и в ближайшее время планируют построить еще три таких же «плавающих города».
По словам архитектора, через 10—20 лет сотни плавающих обитаемых островов будут бороздить бескрайние океанские просторы. В сочетании со все возрастающим числом аква-ферм, морскими платформами, приливными и поплавковыми электростанциями они неузнаваемо изменят облик Мирового океана.